Карельский перешеек. (Welcome) качестве в Челябинске

С мая по сентябрь из уютной Лаппеенранты, которую называют дочерью Саймы, отправляются по озеру большой и комфортный теплоход Camilla (Камилла). Шлюзы, через которые проходит теплоход и великолепные пейзажи оставляют неизгладимое впечатление от таких круизов. Прохождение шлюза- мероприятие увлекательное и зрелищное. Судно опускается и когда уровень воды выравнивается, шлюз открывается. Перепад высот до 13 метров. В какой-то момент становится даже страшновато.

Корабль совпеменный и просторный, есть большая открытая верхняя палуба, при ней закрытая терраса и кафе. А внизу ресторан с баром и закрытая палуба. Для детей есть игровой уголок.Аудиогид на финском, немецком и английском языке рассказывает об истории Лаппеенранты и Саймы.

Чудесная возможность разнообразить летний день таким вот круизом - приятное времяпровождение вдали от городской суеты и новые впечатления гарантированы.

Полезная информация

Теплоход Камилла построен во Франции в 1987 году. Длина 31,2м, ширина 8,4м, глубина 1,6м. Максимальное количество пассажиров - 350.

С 22 мая по 1 сентября отправления с понедельника по субботу. Круиз по Сайменскому каналу с 12.00 по 14.00. В июле - дополнительно по субботам с 15.00 по 17.00 и по воскресеньям с 14.00 по 16.00. Круиз по каналу и архипелагу озера Сайма с 18.00 по 21.00.

Билеты можно приобрести на набережной, возле теплохода Camilla.

Для заказных круизов маршрут, программа и меню составляются с учётом индивидуальных пожеланий клиента.

Расписание круизов и цены: http://www.karelialines.fi/camilla/russia.html

Буквально пару дней назад я рассказывал о финской , возведенной в 1941-1944 годах для защиты от СССР. Мы говорили о том, что общая длина укреплений достигает 1200км и они вытянулись от побережья Финского залива до Баренцева моря на крайнем севере. Сегодня, абсолютно случайно вновь наткнулся на части линии Салпа, я просто ехал в музей камня Ylamaa Spectrolite , который должен был посетить по программе пресс-тура. Музей расположен в 15 минутах езды от пограничного перехода с Россией Торфяновка - Vaalimaa, а после него я решил сделать круговой маршрут назад в Лаппеенранту по второстепенным грунтовым дорогам и посмотреть пару деревянных церквей. Надо сказать, что церкви я так и не отыскал, зато наткнулся на несколько обьектов линии Салпа не обозначенную на туристических картах. А ближе к вечеру прокатился на прогулочном пароходе через шлюзы Сайменского канала.

Но начну с самого начала. Музей камня неплохой (моей спутнице понравился), но я далек от тематики украшений и драгоценностей, так что от комментариев воздержусь; пресс-тур это все же не только путешествия, но и обязательная часть программы -

А потом были мои любимые бункера. Их точное месторасположение на Google.Maps -

После полутора часов "кручения" по грунтовым дорогам приграничной зоны юго-востока Финляндии, выбрался наконец на трассу (ура, снова асфальт) и взял направление на местечко Suur Saimaa, откуда надеялся заехать с машиной на паром и переплыть гигантское озеро Саймаа. Но я "прокололся" дважды: во-первых зарядил дикий дождь с которым не справлялись дворники и ехать пришлось еле-еле чтобы не вылететь с дороги, а во-вторых отмеченная на карте паромная переправа давно не действовала. И мне пришлось возвращаться в Лаппеенранту так и не выполнив задуманное. Вот паромный маршрут, который я задумал, но так и не реализовал. С другой стороны посмотрели красивые виды на озеро Саймаа и прогулялись по лесу -

Еще я пообедал, купив в супермаркете кусок лосося, пару бананов и коробку черной смородины. И знаете что вам скажу? Это в сто раз вкуснее и приятнее, что все шикарные рестораны вместе взятые, в которых я питался последние дни. Серьезно, у меня не укладываются в голове счета за скромную трапезу в 60 евро; хорошо, что плачу не я, а организаторы - лично мне бы не пришло в голову отдавать такие офигенные суммы за суп и кусок мяса. Здесь же 300 грамм лосося куплены за 3,95 евро, бананы еще около 1 евро, смородина 4 евро и все, прекрасно пообедал -

Пикник на обочине, что называется -

Собственно, озеро Саймаа -

Неработающая паромная переправа -

А вечером в программе был 3-часовой круиз по озеру Саймаа на корабле. Покупая билеты в кассе на причале в Лаппеенранте, обратил внимание на рекламу круизов отсюда в Выборг. Интересен подобный круиз тем, что вы проходите через Сайменский канал и несколько шлюзов. Их организует местная компания Saimaa Travel и стоит удовольствие 63 евро. В принципе слышал о них и раньше, но здесь увидел воочию, что билеты спокойной продаются в кассе и корабли курсируют ежедневно. Можно ли отправиться на корабле в обратном направлении, т.е поймать его в Выборге и приплыть в Лаппеенранту - не выяснял. Пограничный контроль проходят прямо в здании лаппеенратского морвокзала -

Лаппеенрантский целлюлозно бумажный комбинат, кстати, один из самых крупных в мире производителей бумаги. Лично мне жаль миллионы срубленных деревьев -

Входим в Сайменский канал -

Кстати, канал имеет очень интересную историю. Как гласит Википедия, канал был построен в 1845-1856 годы в и впервые пущен 7 сентября 1856 года. Капитально реконструирован в 1963-1968 годы. Он имеет протяженность около 60 километров, из которых 25 находятся на территории России. Смысл таков, что через этот канал проходят суда из озера Саймаа в Финский залив. Выход канала находится чуть южнее Выборга. До "Зимней войны" 1940-го года весь канал был на территории Финляндии, а теперь финны вынуждены арендовать южную часть канала у России. В Лаппеенранте находится интересный музей истории Сайменского канала , куда стоит заглянуть всем, кто данной тематикой интересуется.

В моем случае речь шла о круизе по озеру Саймаа и прохождению пары шлюзов. Разумеется, что я бы предпочел вместо этого круиз в Выборг, но программа - есть программа. Кстати, я впервые в жизни проходил шлюз, это нечто незабываемое -

Глядите, как убывает вода и судно стремительно опускается на дно шлюза -

Еще 3 минуты и мы в самом низу. Главное чтобы не прорвало шлюз и масса воды не смяла наше суденышко. Шучу, тут все продумано -

Зашли в турбюро, чтобы узнать насчет круизов по Сайменскому каналу, как добраться общественным транспортом до музея канала, а также на всякий случай выяснили где здесь можно подешевле переночевать. Потом я занялась изучением технических материалов, чтобы спланировать поездку оптимальным образом. План был следующим: с утра сесть в маршрутку, выйти не доезжая Лаппеенраты и погулять вдоль старого канала, посетить музей канала, затем вызвать такси, приехать на причал, сесть на «El Faro», пройти за два часа один шлюз, потом на такси вернуться домой. Бюджет поездки предполагался следующий: маршрутка туда 1200 руб., музей 150 руб., такси до причала примерно 1000 руб. (на троих), круиз на «El Faro» 800 руб., поздно вечером такси обратно из Лаппенранты до Петербурга 8000 руб. (снова делим на троих) То есть на человека получалось примерно по 5200 руб. Лена petite_nyctale сразу согласилась с моим планом. Но тут как раз с туретчины вернулась Лена К., которая собиралась поехать вместе с нами. Лена летела через Хельсинки, где на обратном пути подзадержалась на несколько дней. В результате необузданного шопинга она слегка поиздержалась, а пенсию, как известно, у нас один раз в месяц платят, а не каждый день, поэтому Лена заявила, что тратить на однодневную поездку более пяти тысяч это слишком дорого. «А почему бы нам не съездить с ночевкой?»- настойчиво вопрошала она. Тогда, по мнению Лены, это вышло бы как-то дешевле. Ехать с ночевкой я категорически не хотела. Долго мы оптимизировали варианты, обе Лены оказывали на меня такое давление, что я затрудняюсь оценить его в мегапаскалях. Естественно, что у всего есть некий предел прочности, устала я сопротивляться, не выдержала, сломалась и согласилась ехать с ночевкой. Но, в таком случае, я сказала, что не поеду на двухчасовой круиз с одним шлюзом. Хочу пройти весь канал, от Саймы до Финского залива. Поэтому на второй день утром я сяду на теплоход и поминай как звали. Неожиданно обе Лены тоже захотели в большой круиз. Всё решилось в самый последний момент. Завтра, 31 июля, собираемся ехать, а сегодня только договорились. Как-то всё вышло уж очень стремительным домкратом. Уже стояла на платформе, одной ногой в электричке, чтобы ехать в город, и в этот момент звонит petite_nyctale и спрашивает, какой номер бронировать за 4300 руб. или за 5000 руб. Ответила, что мне всё равно в каком номере страдать. Пока ехала в электричке, вдруг подумала, что собираемся в большой круиз 1 августа, а это пятница. А вдруг мест нет? У меня с собой был рекламный буклет, в котором указан номер телефона фирмы. Решила позвонить, узнать что да как. Позвонила, мне отвечают «паявяя», к счастью девушка на том конце всё сразу поняла и переключила на русскоговорящую сотрудницу, с которой я обо все договорилась, забронировала три места, назвала свою фамилию и номер телефона. Пообещала, что завтра часа в три придем выкупать билеты. Вечером того же дня внезапно выяснилось, что в моём замечательном плане образовалась, не по нашей вине, небольшая трещина.

Места в маршрутке мы бронировали заранее, ещё в понедельник 28 июля. Днем, 30 июля, накануне поездки, мы с petite_nyctale получили смс-ки, в которых сообщалось, что вечером нам позвонит водитель. Лена К. смс-ку не получила. Вечером водитель позвонил. Сразу выяснилось, что это химически чистый идиот. Дальнейший анализ подтвердил отсутствие даже следов интеллекта. Одна извилина и та ниже спины. Он перепутал все адреса, явки, пароли. Про Лену К. вообще забыли, пришлось напомнить. Водитель выругался. Потом он сказал, что приедет за мной часиков в восемь утра. Позвонила Лене К., чтобы она к восьми была готова. Утром в половине шестого вдруг звонок, приеду к семи. Звоню Лене – просыпайся. Всего в маршрутке восемь мест. Мы с Леной живем рядом. Потом поехали забирать девушку, адрес которой тоже перепутали, затем на кольцевой дороге к нам сели ещё три девушки, около девяти утра забрали, наконец, petite_nyctale .

Трещина в моем плане образовалась следующим образом. На маршруточном сайте указано, что мы должны были приехать в Лаппеенранту в 9 утра по финскому времени. А музей открывается в 11. Предполагалось, что мы пару часиков успеем до жары погулять вдоль старого канала. А когда водитель сказал, что приедет за мной только в восемь утра, сразу стало понятно, что до жары погулять не получится.

Нашу границу проскочили быстро, зато на финской застряли. Там дежурила смена каких-то практикантов, которым видимо хочется потренироваться в русском языке. И вот начинается какая-то тягомотина – куда едете, когда обратно, зацем едете. А почему это ваш маршрут не совпадает с маршрутом водителя. Еле отвязалась. Слава богу, проехали. Тут выяснилось, что в навигаторе водителя нет нужного нам адреса. Ну, или этот идиот не умеет пользоваться навигатором. Вот как такое может быть в наше время?!
Каким-то чудом мы свернули в нужном месте и вышли рядом с каналом у шлюза «Мустола» на Sulkutie 65 (sulku – шлюз, tie - дорога). Было 11 часов по местному времени.

В словаре Брокгауза и Ефрона о Сайменском канале сообщается:

На самом деле шлюзов на старом канале было 15, но они были двух- и трехкамерными. Камеры шлюзов имели сквозную нумерацию. Поэтому двухкамерные шлюзы имели двойные номера, а трёхкамерные – тройные. Всего на старом Сайменском канале имелось 7 однокамерных, 3 двухкамерных и 5 трёхкамерных шлюзов. Общее количество шлюзовых камер на всех шлюзах Сайменского канала равнялось 28.

Во время реконструкции канала в 1920-30-х и во время строительства нового канала в 1960-х судоходство по старому каналу не прекращалось. Благодаря этому сохранилось несколько старых шлюзов, которые в настоящее время музеефицированы. Мы прогулялись вдоль русла старого канала мимо старых шлюзов № 2-4 «Мялкия», № 5 «Малая Мустола» и № 6-8 «Мустола».

Наш маршрут вдоль старого канала от шлюза № 6-8 «Мустола» до музея:

Когда мы вышли из маршрутки, в шлюзе «Мустола» находился корабль, поэтому мы скорее побежали по мосту, так как его должны были сейчас поднять:

У старого шлюза № 6-8 «Мустола» имеется водосливный канал, расположенный с северо-восточной стороны от старого шлюза. Канал в плане имеет форму дуги, которая отходит перпендикулярно направлению канала в верхнем бьефе шлюза и присоединяется к каналу у нижнего бьефа. Этот канал позволяет сливать воду из верхнего бьефа шлюза в нижний, минуя сам шлюз. Возможно, что этот канал использовался для регулировки уровня воды в канале.

На канале сооружены две плотины.

Старый шлюз № 6-8 «Мустола» расположен рядом с современным шлюзом «Мустола». Шлюз трёхкамерный. В настоящее время старый шлюз используется в качестве водосливного канала, по которому вода сливается из верхнего бьефа шлюза «Мустола» в нижний, минуя новый шлюз.

Новый шлюз «Мустола»

На старом Сайменском канале у старого шлюза № 6-8 «Мустола» располагался док. Вход в док находился в верхнем бьефе шлюза «Мустола», рядом с верхними воротами шлюза. Канал для входа судов в док отходил перпендикулярно направлению Сайменского канала и перекрывался воротами. Ворота дока были двустворчатые и имели конструкцию, похожую на конструкцию шлюзовых ворот. На каждой из створок ворот имелась задвижка для впуска воды в док, приводимая в действие ручным приводом с зубчатой рейкой. Ворота открывались вручную с помощью приводов с зубчатыми рейками, похожих на приводы шлюзовых ворот. Отличие от приводов шлюзовых ворот заключалось в наличии механизма с коническими шестернями. От дока сохранилась часть канала с воротами. Ворота дока полностью сохранились, включая механизмы открытия ворот и впуска воды в док.

Осмотрев старый и новый шлюзы «Мустола», мы отправились дальше по направлению к старому шлюзу «Малая Мустола». На фотографии видно, что в этом месте русла нового и старого каналов расходятся. Слева новый канал и шлюз «Мялкия», справа старый канал и однокамерный шлюз «Малая Мустола»

Старый шлюз № 5 «Малая Мустола» является одним из наиболее хорошо сохранившихся шлюзов старого Сайменского канала. У шлюза сохранились нижние шлюзовые ворота с механизмами привода ворот и выпуска воды из шлюза. Верхние шлюзовые ворота не сохранились. На их месте была сооружена бетонная стенка, которая сдерживала уровень воды в верхнем бьефе шлюза.

Привод шлюзовых ворот старого шлюза № 5 «Малая Мустола»:

Нижние шлюзовые ворота старого шлюза № 5 «Идем дальше посередине между старым Малая Мустола»:

Вид на новый канал:

Старинные дома:

Шлюз «Мялкия» на новом канале:

Рядом на скале высечена памятная надпись:

Впереди шустрый «El Faro», на котором вечером я отправилась на прогулку по архипелагу:

Старый шлюз № 2-4 «Мялкия» расположен на участке старого русла Сайменского канала рядом с современным шлюзом «Мялкия». Шлюз трёхкамерный. В этом месте старое и новое русло Сайменского канала сходятся. У старого шлюза «Мялкия» сохранились гранитные стенки. Шлюзовые ворота и механизмы не сохранились. В верхнем бьефе шлюз перекрыт плотиной.

В нижнем бьефе старого шлюза «Мялкия» через старое русло канала сооружён пешеходный мост:

Рядом с старым шлюзом «Мялкия» находится парк имени Урхо Кекконена. В честь открытия после реконструкции канала в парке между старым и современным шлюзами «Мялкия» в 1968 году был установлен памятник:

На памятнике карта парка Урхо Кекконена с участками старого и нового русла Сайменского канала:

На другой стороне надпись, в которой сказано, что Сайменский канал был реконструирован в 1963-1968. Мелким шрифтом сказано, что «строительство стало возможным благодаря договору с Советским Союзом об аренде части канала Финляндией. Новый канал имеет восемь шлюзов, из которых Мялкия является самым высоким».

На другой стеле «Старый Сайменский канал был построен в 1845 – 1856 годах. Перепад уровня между озером Сайма и Финским заливом около 76 метров, для преодоления которого на канале было 28 шлюзов. Шлюз Мялкия состоял из трёх шлюзовых камер».

Памятник в честь князя Александра Сергеевича Меншикова, генерал-губернатора Финляндии в 1831 – 1854 годах, когда было начато строительство Сайменского канала.
На камне на финском и русском языках высечены слова: «Генералъ Губернаторъ Князь Меншиковъ приступилъ къ исполненію сего важнаго предпріятія»:

В 2006 году отмечалось 150-летие канала. В честь этого события на месте разветвления старого и нового каналов была установлена арка.

Тут я обратила внимание, что надпись на русском языке выполнена в старой орфографии, да и гранит, из которого сделаны плиты, отличается от гранита, из которого сделана арка. На плитах по-русски написано:
«Императоръ Николай I въ 1845 году началъ», «Императоръ Александръ II въ 1856 году окончилъ.»

Позже всё разъяснилось. Изначально плиты были установлены на старом канале рядом с несуществующим теперь шлюзом №1 «Лауритсала». Там они были до 2006 года, потом их установили на памятник 150-летия канала.
О старом и новом канале много интересного.

Торжественное открытие Сайменского канала состоялось 7 сентября 1856 года. К сожалению, пышное празднество, уст роенное по этому случаю в Выборге омрачил пожар в замке, возникший от фейерверка.
Построенный с целью облегчить торговые сношения жителей Финляндии между собой, с Россией и другими странами, Сайменский канал начал быстро оправдывать затраченные на него средства. Благодаря каналу «пространство торговых берегов Финляндии» увеличилось на одну треть. Улучшилось сообщение по воде между Гельсингфорсом, Выборгом, Петербургом, Таллинном, Стокгольмом, Лондоном. Канал функционировал около ста восьмидесяти дней в году.
В 1897 году по нему прошло 5198 судов, а в 1910-м - 9402. К тому времени доход от Сайменского канала в четыре раза превышал прибыль от всех подобных сооружений Финляндии, вместе взятых.
Сказочная красота берегов канала привлекала многочисленных путешественников. Особой известностью пользовался остров на озере Сайма Пункахарью (свиной хребет - финск.). Он вытянулся длинной узкой полосой и почти достигал своими восточной и западной оконечностями материка, с которым имелось паромное сообщение. С возвышенностей этого острова открывались особенно живописные виды «многоводной, скалистой и лесной страны». Художница А. П. Остроумова-Лебедева, дважды посетив эти места в первом десятилетии нынешнего века, увлекательно рассказала о них в своей книге воспоминаний:
«Путешествие наше было приятно. Пароход небольшой, быстроходный, блестел чистотой. Он быстро плыл по озерам, каналам, заливам, изредка причаливая к пристаням, чтобы забрать пассажиров.
Через несколько часов пути мы доехали до славящейся красотой Пункахарью (свиной хребет). Это узкая, гористая полоса земли. Она иногда шириной только в дорогу. Ее склоны с обеих сторон круто обрываются вниз, к воде. Виды, открывающиеся с ее вышины, такой необыкновенной красоты и пленительности и так своеобразны, что сравнивать их ни с какими в мире нельзя.
Пункахарью прихотливо вьется по глубоким, прозрачным озерам. На них рассыпаны бесчисленные острова и островки. Сосны с рыжими стволами, печальные ели, раскидистые голубоватые можжевельники заполняют пейзаж до безграничных далей. Все это отражается в тихой, зеркальной воде. Построек почти нет, или они прячутся в чаще лесов. Весь пейзаж вызывает в душе чувство какой-то ясной и прозрачной тишины Елисейских полей.
Я была совершенно очарована неожиданными для меня дивными видами. К сожалению, мы в тот же день должны были вернуться. Кажется, никогда с такой жадностью, увлечением и страстью я не работала, как в этот незабываемый день. Мне так хотелось захватить в свои объятия все, что я видела, - воздух, воду, лес...».

(фин. Saimaan kanava) – судоходный канал между озером Сайма в Финляндии и Выборгским заливом в России. Открыт в 1856 г., коренным образом реконструирован в 1963–1968 гг. Общая протяжённость канала с морским фарватером – 57,3 км, из них Финляндии принадлежат 23,3 км, России – 34 км. Вход в канал – озеро Сайма, местоположение входа – Лаппеенранта, высота входа 76,75 м. Устье – Выборгский залив, местоположение – г. Выборг.

Бассейн озера Сайма до создания канала не имел водного сообщения ни с Финским заливом, ни с Ладожским озером . По порожистым и мелким рекам невозможно было осуществлять транспортировку грузов. Приходилось разгружать суда в Лаппеенранта (швед. Вильманстранд) и перевозить товары на расстояние 50 вёрст (более 53 км) до Выборга, где их снова грузили на корабли. В обратную сторону тем же способом доставляли продукты, крайне необходимые для жителей озёрного края, в первую очередь соль и зерно.

Первая попытка сооружения судоходного канала между озером Сайма и морским побережьем была предпринята на рубеже XV–XVI вв. комендантом крепостей Выборг и Олавинлинна шведским наместником Эриком Бьелко. Результатом этих работ стал ров (Ванха-Кайванто – Старый канал) длиной 118 м и шириной 5,3 м, который в настоящее время скрыт современным руслом канала. Почти через сто лет, в начале 1600-х гг. под руководством адмирала Юустена, действовавшего по приказу шведского короля Карла IX, завершилось создание канала Понтуса (Ужи-Кайванто – Новый канал) в Лаппеенранта.

После русско-шведской войны 1808–1809 гг. Финляндия вошла в состав Российской империи, а в 1811 г. под финляндское управление была передана Выборгская губерния.

В первой половине XIX в. в Финляндии отстраиваются города, появляются торговые и мануфактурные компании, строится сеть дорог. Реальностью становится давняя мечта финского купечества о соединении каналом озера Сайма и Финского залива.

В 1834 г. по инициативе генерал-губернатора Финляндии князя Александра Меншикова и губернатора Выборгской губернии Карла Августа Рамзая был учреждён комитет по строительству канала, а в мае 1835 г. Финляндскому инженерному ведомству было выдано задание на технические изыскания по сооружению Сайменского канала. Под руководством барона Розенкампфа был подготовлен подробный технический проект, который был высочайше утверждён в сентябре 1844 г.; в 1845 г. начались работы по сооружению канала.

Это была крупнейшая стройка того времени, в которой самое активное участие приняли иностранные специалисты, главным образом из Швеции. По инициативе инженера-полковника Нильса Эриксона была внедрена самая современная в то время английская технология строительства каналов. Впервые в Финляндии был использован порох в горных работах. Длина канала тогда составила 59,3 км; из них 36,1 км были прорыты, а остальные приходились на реки и озёра . Было сооружено 15 шлюзов : 7 однокамерных, 3 двухкамерных и 5 трёхкамерных. Канал проходил по территории двух уездов Выборгской губернии.

Организация строительства отличалась экономичностью и простотой. На стройке были задействованы около 400 рабочих-землекопов и 20 человек инженерно-технического персонала. 26 августа (7 сентября) 1856 г., на 4 года раньше запланированного срока, состоялось торжественное открытие канала, которое было приурочено ко дню коронации императора Александра II.

Строительство канала обошлось государству достаточно дорого – в 12 млн серебряных марок, но расходы окупились значительно быстрее, чем ожидалось, – за 25 лет.

Сайменский канал стал крупнейшим каналом Финляндии. С открытием непрерывного судоходства по каналу на протяжении более 1000 вёрст, от северных берегов озера Сайма до Петербурга, экономика восточной части Финляндии преобразилась: деревообрабатывающая промышленность получила возможность вывозить свою продукцию в Россию, в сельском хозяйстве возросла роль животноводства (увеличилось производство масла, поставлявшегося в Петербург), появилась возможность вывозить по новому каналу продукцию чёрной металлургии.

Первоначально судоходство по каналу осуществлялось бурлаками или конной тягой, но уже в 1856 г. канал обслуживался четырьмя пароходами. Постоянно растущий товарооборот стимулировал развитие судостроения на верфях Выборга и Варкауса. К концу XIX в. на озере Сайма было более 800 различных пароходов и барж, обеспечивавших занятость 3,5 тыс. человек. До середины 1870-х гг. через канал проходило 2–3 тыс. судов в год, к 1913 г. их количество достигло почти 11 тыс. Сайменский канал в это время обеспечивал 35% грузовых перевозок по шлюзовым каналам Финляндии.

Канал и прилегающий к нему культурный ландшафт стали своеобразной рекреационной зоной: по берегам строились дачи, разбивались сады, сооружались причалы и малые архитектурные формы; рядом со шлюзами открывались гостиницы и рестораны. В Европе были выпущены путеводители по Сайменскому каналу, что способствовало наплыву туристов – в самые оживленные сезоны по каналу проходило до 27 пассажирских пароходов в день. Роскошные туристические суда перевозили путешественников из Петербурга и Выборга во внутренние районы Финляндии.

Получение в 1918 г. независимости Финляндией, напряжённые отношения между Финляндией и СССР изменили условия использования канала. Поток дачников и туристов из России прервался. Регулярное пассажирское сообщение по каналу поддерживалось до 1935 г. Канал продолжал достаточно активно использоваться для грузоперевозок, в первую очередь, в интересах целлюлозно-бумажной промышленности.

В 1920-х гг. был разработан и принят план реконструкции Сайменского канала для прохода 1000-тонных судов. Реконструкция канала проводилась без остановки судоходства. В 1939 г., когда было выполнено около 40% предусмотренных этим планом работ, реконструкция была прервана начавшейся войной между СССР и Финляндией.

В годы войны канал оказался в зоне боевых действий, использовался в качестве противотанкового заграждения. Шлюзовые сооружения были открыты, что обеспечило затопление прилегающей к каналу территории. В ходе боевых действий многие сооружения канала были повреждены, а остатки дачных зон окончательно уничтожены.

После того как Финляндия в 1941 г. вернула себе Карельский перешеек, канал привели в рабочее состояние и использовали для снабжения финской армии, а позже – для эвакуации военных и мирных жителей. В сентябре 1944 г., в результате заключённого перемирия, канал снова оказался на территориях двух стран, и движение по нему прекратилось.

Мирный договор между Советским Союзом и Финляндией от 10 февраля 1947 г. потребовал подписания межгосударственного соглашения между странами-соседями по использованию разделённого государственной границей Сайменского канала. Кроме того, за почти сто лет, прошедшие с момента постройки, его уцелевшие сооружения обветшали и нуждались в масштабной реконструкции.

В 1948 г. по инициативе правительства Финляндии начался сложный и долгий переговорный процесс, который завершился в 1962 г. подписанием договора о передаче в аренду Финляндской Республике сроком на 50 лет советской части Сайменского канала и о. Малый Высоцкий для перевалки и складирования грузов.

По договору Финляндия приняла обязательства в течение пяти лет провести коренную реконструкцию Сайменского канала, а Советский Союз – построить на этом канале мосты и некоторые другие сооружения на средства, выделенные Финляндией.

Сайменский канал стал для Юго-Восточной Финляндии ключевой транспортной артерией, которая обеспечила ей доступ на мировой рынок и способствовала экономическому росту этого региона. В 2004 г. по каналу было перевезено 2,46 млн т грузов; в целом за 50 лет после реконструкции – 59 млн т.

В 2006 г. в России и Финляндии прошли праздничные мероприятия в честь 150-летия канала, в рамках которых в районе шлюза «Мялкия» был открыт памятник «Ворота царей» – высокая гранитная арка с золотыми гравировками имён российских императоров Николая I и Александра II, в период правления которых создавалась первая система шлюзов.

Cрок аренды Финляндией российской части канала истекал 1 января 2013 г. Договор между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства через Сайменский канал вступил в силу 17 февраля 2012 г., а аренда канала была продлена до 2063 г.

Сегодня Финляндия арендует 19,6 км российской части канала (от шлюза «Брусничное») и прилегающую территорию, а также о. Малый Высоцкий. Управление гидротехническими сооружениями и поддержание канала в судоходном состоянии осуществляются Финляндией, поддержание в судоходном состоянии подходного фарватера – Российской Федерацией.

Правовой режим канала определяется межгосударственным договором. На арендуемой территории Финляндия может осуществлять строительство инфраструктуры, необходимой для эксплуатации канала, а также сдавать определённую часть территории в субаренду, но не имеет права использовать недра и леса на арендуемой территории.

Финляндия ежегодно в своём бюджете закладывает до 10 млн евро на содержание гидротехнических сооружений и минимизацию тарифов, чтобы обеспечить рабочие места и поддержать грузопоток озёрной части Финляндии.

Максимальная проектная пропускная способность канала за навигационный период составляет 11,5 тыс. судов в обоих направлениях, максимальный грузооборот оценивается в 4,6 млн т. Продолжительность навигации устанавливается ежегодно по согласованию сторон в зависимости от ледовых условий (в 2014 г. канал был закрыт с 27 января до 5 апреля для проведения ремонтных работ). Движение осуществляется круглосуточно.

С 2012 г. для судов, следующих через Сайменский канал, отменено взимание навигационного сбора.

Судоходная трасса имеет следующие характеристики: длина: общая – 57,3 км (34 км – в России, 23,3 км – в Финляндии); сухопутной части – 42,9 км (19,6 км – в России, 23,3 км – в Финляндии); морского фарватера – 14,4 км. Ширина (наименьшая) – 34 м. Глубина (наименьшая) – 5 м. Перепад уровней между оз. Сайма и Финским заливом – в среднем 75,7 м. Разрешённые габариты судов: длина – 82,5 м; ширина – 12,6 м; осадка – 4,35 м; высота мачт – 24,5 м.

В состав сооружений Сайменского канала входит восемь шлюзов, в том числе пять – на территории России: № 1 «Брусничное» (перепад уровня – 10,0 м); № 2 «Искровка» (11,4 м); № 3 «Цветочное» (5,5 м); № 4 «Илистое» (10,2 м); № 5 «Пялли» (11,7 м) и три – на территории Финляндии: № 6 «Соскуа» (8,3 м); № 7 «Мустола» (7,3 м); № 8 «Мялкия» (12,4 м). Габариты шлюзов: длина – 85 м; ширина – 13,2 м. С 2002 г. все механизмы канала имеют дистанционное управление из Единого центра судоходства Сайменской системы. Шлюзование занимает не более 10 мин на каждом шлюзе. Кроме того, в комплекс сооружений канала входят 12 автомобильных мостов (по шесть на территории России и Финляндии), из которых семь – разводные (четыре – на территории России и три – на территории Финляндии) и два железнодорожных неразводных моста (по одному на территории России и Финляндии).

В окрестностях Сайменского канала сохранилось много исторических объектов. Прежде всего, это старые шлюзы, построенные в XIX в. Многие из них в ходе реконструкции 1963–1968 гг. остались в стороне от нового русла и теперь являются туристическими объектами.

В финском городе Лаппеенранта, недалеко от шлюза «Мялкия», в здании 1845 г. постройки с 1995 г. работает музей канала, экспозиции которого рассказывают о его историческом развитии и современном состоянии. В настоящее время возобновились туристические круизы по Сайменскому каналу, из российского Выборга в финский Лаппеенранта, весь путь по каналу укладывается в несколько часов.

Д.В. Козлов, К.Д. Козлов