Файл fbx. Учебное занятие FBX Импорт \ Экспорт

Разрабатываемый компанией Autodesk — это формат обмена данными между приложениями для трёхмерного моделирования/проектирования, анимации и визуализации. Autodesk позиционирует его не только «для себя», но и для любых «сторонних» производителей ПО, поэтому формат FBX является открытым. Оказывается, для его просмотра не обязательно иметь в наличии один из «мейнстримовских» продуктов Autodesk, Inc., достаточно загрузить и установить проигрыватель QuickTime от Apple и плагин (plug-in) FBX от Autodesk (FBX QuickTime Viewer).

Замечание. В моей системе Windows XP плагин FBX «интегрировался» без проблем, с чем программа-установщик была рада меня поздравить, но QuickTime по прежнему отказывался распознавать новый формат. Я заглянул в папку, созданную инсталляционным пакетом Autodesk («по умолчанию» путь к директории с программой такой: C:\Program Files\Autodesk\FBX\FbxPlugins\XXXX\Quicktime, где «XXXX» означает текущую версию приложения, например, «2012.1») и нашёл там файл QTFbx.qtx, который является «расширением» QuickTime. Скопировав его в «родной» каталог проигрывателя (C:\Program Files\Apple\QuickTime\QTSystem) и перезапустив приложение, я добился результата — познакомил-таки FBX с QuickTime:)

Для того, чтобы открыть файлы формата FBX в проигрывателе QuickTime, нужно в окне выбора файлов в ниспадающем меню «Тип файлов» выбрать «Все файлы», тогда фильтр отобразит все возможные форматы, в том числе и FBX. Сцены открываются в отдельном окне. Важное замечание: плагин не позволяет открывать одновременно больше одного окна с трёхмерной сценой, поэтому, чтобы просмотреть следующую, программа сначала предложит Вам закрыть предыдущую.

Проигрыватель QuickTime не откроет следующий файл FBX до тех пор, пока будет активно окно с предыдущей сценой

Навигация трёхмерной сцены выполняется с помощью мыши и клавиш:

вращение — левая кнопка мыши;
панорамирование/перемещение точки просмотра — Shift + левая кнопка мыши;
приблизить/отдалить — Ctrl или Z + левая кнопка мыши;

Также доступны «горячие» клавиши:

A — скрыть/показать оси трёхмерной проекции;
C — последовательный просмотр сцены в проекциях через виртуальные камеры;
D — последовательный просмотр режимов отображения (обычный, плоский, сетка, UV-map);
F — отобразить всю 3D-сцену;
G — скрыть/показать координатную сетку;
H — скрыть/показать справочную информацию/помощь;
B — скрыть/показать информацию о плагине;
I — скрыть/показать информацию о сцене;
K — включить/выключить триггер клавиатуры (актуально для файлов, созданных с помощью Autodesk® Motion Builder®);
L — включить/выключить освещение сцены;
R — анимация сцены (дословно — «эффект свободного перемещения» — видимо, также актуально для файлов, экспортируемых из программ компании Autodesk®);
T — фиг его знает:)
V — последовательное переключение режимов просмотра;

Меня удивило одно обстоятельство. Файлы FBX, которые я экспортировал из пакета Blender версии 2.58, вполне корректно отображаются в окне программы (с одной оговоркой, о чём смотрите ниже по тексту). Однако, эти же файлы, но конвертированные из формата Wavefront OBJ с помощью Free Autodesk® FBX® Converter , распознаются плагином с «глюками», например, отображается только одна деталь модели из множества других:(

Ещё одно замечание. Если вы собираетесь экспортировать 3D-сцену или 3D-модель из Blender’а, например, для того, чтобы продемонстрировать её в QuickTime, увеличьте масштаб сцены/объекта примерно в 15-20 раз — модель будет отображаться в окне проигрывателя «в полный рост», а не в «микроскопическом» масштабе. Такова особенность соотношения «единиц измерений» между форматами Blender’а и Autodesk® FBX.

Кстати, плагин позволяет интегрировать трёхмерные сцены формата FBX в HTML-код для браузеров и выставлять, таким образом, своё творчество в сети на всеобщее обозрение в «натуральном виде»:) Подробнее об этой возможности можно прочитать в документации к плагину, которая входит в инсталляционный пакет.

Вы не знаете что сделать в ситуации, когда Ваш файл FBX не хочет открыться? Причин такой ситуации может быть несколько, и что из этого следует, несколько решений проблем с файлами FBX. Однозначно самой правдоподобной причиной является отсутствие программы в Вашем устройстве, которая может правильно интерпретировать данные, содержащиеся в файле FBX. Эту проблему Вы решите, проходя 3 следующие шаги:

  • скачать одну программу из списков, которые Вы найдете внизу
  • установите скачанную программу на своем компьютере
  • выберите установленную программу в качестве программы по умолчанию для обслуживания файлов FBX.

Что еще я могу сделать, чтобы решить проблемы с файлами FBX?

Причин отсутствия возможности открытия файла FBX на компьютере может быть как минимум несколько. Проще всего найти соответствующую аппликацию, установленную уже на компьютере, которая позволит открытие файла FBX. Если по-прежнему что-то не так, стоит проверить:

  • не поврежден ли FBX файл
  • не имеет ли файл ошибочной связи в записях реестра
  • полная ли инсталляция аппликации, обслуживающей данный формат файла
  • не инфицирован ли файл
  • актуальный ли драйвер, используемый для открытия файла
  • имеет ли компьютер достаточные параметры/технические ресурсы чтобы открыть файл с данным расширением
  • не удалено ли случайно расширение из реестра Windows

После исключения вышеуказанных дефектов файл FBX по-прежнему не совместим с Вашим программным обеспечением? Поетому проблема более сложна и требует помощи специалиста.

- Расширение (формат) - это символы в конце файла после последней точки.
- Компьютер определяет тип файла именно по расширению.
- По умолчанию Windows не показывает расширения имен файлов.
- В имени файла и расширении нельзя использовать некоторые символы.
- Не все форматы имеют отношение к одной и той же программе.
- Ниже находятся все программы с помощью которых можно открыть файл FBX.

Unity – многоплатформенный инструмент для создания трехмерных и двухмерных пользовательских игр. Пользователь может создавать собственных героев и их врагов, одежду, здания, сооружения, окружающий экстерьер. Программа позволяет импортировать дополнительные текстуры, модели, различные фоновые звуки, скрипты, спрайты. Unity поддерживает все известные форматы текстур (jpeg, png, gif). Работает с 3D-моделями формата 3DS, DXF. Поддерживает такие звуковые форматы как MP3 и WAV. Инструмент позволяет создавать игры без серьёзных навыков в области программирования. Основной код большинства элементов библиотеки написан на Javascript, но...

FBX является форматом данных, который используется для большинства программ 3D при произведении импорта и экспорта данных сцены. Он подходит оптимальным образом для создания обмена комплексными сценами и анимацией. Он является стандартом формата для участка Motion-Capture. Выражение Motion Capturing означает, что движения настоящего человека (или зверя) будут записаны посредством специальной системы. Данные при этом могут быть перенесены посредством формата FBX на создаваемый вами, виртуальный персонаж. Очевидно, у вас есть желание, или намерение создать свой персонаж таким образом, что его поведение будет похоже на ваше? В этом случае вам необходимо внимательно прочесть следующие строчки о формате FBX.

Представьте себе, ваш персонаж имеет скелет, для которого вы уже назначили все необходимые значения веса. Но вы не хотите анимировать его руками, а применить созданную для него заранее анимацию. Например, созданное заранее движение походки. Software, которая была разработана и предназначена специально для этого является Autodesks „Motionbuilder". Посредством этой программы возможен перенос созданных данных движения на создаваемый вами характер. Но Software при этом не поддерживает формат программы CINEMA 4D. Поэтому мы должны применять при этом формат и данные FBX Файла.

Выберите в программе следующую установку „Правка /Установки программы / Импорт Экспортt / FBXЭкспорт". В этой закладке вы можете определить все необходимые установки экспорта. Но в большинстве случаев, стандартные установки вполне устраивают нас.

Если вы определили установки, процесс экспорта при этом больше ничего не задерживает.

Выберите Экспорт/FBX 5.0 или FBX 6.0". Сохраните файл в FBX-формате. Теперь такая программа как

Motionbuilder может без проблем открывать файлы, сделанные в программе CINEMA 4D.

В Motionbuilder данные Motion-Capturing будут перенесены на персонаж. Эти данные, затем будут

„адаптированы", это значит, что анимация будет пересчитана в угловые и позиционные движения,

чего возможен её непосредственный перенос на суставы персонажа. Окончательная анимация будет снова сохранена в формате FBX. Программа CINEMA 4D теперь является в состоянии прочитать эту информацию.

Выберите установку „Файл / Импортировать ". Загрузите FBX-Файл.

Это не обязательно нужно, открывать файл полностью. Импорт формата FBX является при этом в состоянии импортировать только данные анимации. Но не удивляйтесь при этом, если вы посмотрите на шкалу таймлайна: Для каждого объекта на каждом кадре будет создан ключевой кадр.

Естественно при обмене информацией с программой Motionbuilder, вам необходимо учитывать ещё некоторые вещи. Например, преимуществом при этом является определённое и последовательное название шарниров, которое приводит к упрощению работы с персонажем в программе Motionbuilder. Более подробную информацию вы можете получить в компании MAXON и Autodesk.

© S. Scatola, www.boxy.co.uk

Источник: Cinema 4D R11, Техническая документация Быстрый старт, MAXON Computer GmbH, 2008 г.